Образование и обучение в Эстонии

Содержание

Умные, но несчастные: как эстонская школа стала самой крутой в Европе

Образование и обучение в Эстонии

Результаты последнего исследования качества образования PISA заставили весь мир заговорить об эстонских школьниках.

Они показали третий в мире результат в естественно-научной области, уступив только сверстникам из Сингапура и Японии, а Финляндию, на которую эстонское министерство образования ориентируется, проводя школьные реформы, обошли на два пункта. «Мел» разобрался, в чём секрет успеха эстонского образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Культ образования

«Иногда в шутку говорят, что у эстонцев „культ образования“: подготовка к школе начинается ещё в садике, к ней относятся очень серьёзно.

Часто дополнительно в последний год перед школой ребёнок посещает ещё и pre-school — подготовительные курсы два раза в неделю по два с половиной часа.

Там занимаются математикой, эстонским языком, музыкой, изучают искусство, окружающий мир и предмет, название которого можно перевести как „Человековедение“», — рассказывает Эвелин Йыги. Её сын учится в третьем классе таллинского Французского лицея.

В результате такой подготовки к первому классу ребёнок умеет читать, может пересказать прочитанное, написать простой диктант, складывает и вычитает в пределах 10.

Кроме того, дети могут сказать, где они живут, определяют время по часам, знают времена года и имеют представление о разных явлениях природы.

Сама форма школьного обучения — урок и то, как на нём нужно себя вести, — тоже им знакома, и они понимают, чего ожидать в первом классе.

Иностранцы могут найти для своего ребёнка место в школе или детском саду Эстонии

В школу в Эстонии идут в 7 лет. Отправить ребёнка в первый класс можно по месту жительства, просто подав заявление в ближайшую школу в том городе или волости (если речь идёт о сельской местности), где живёт семья.

Но есть школы с углублённым изучением языков и математики (или отдельные специализированные классы), а также частные школы, куда нужно сдавать вступительные экзамены.

На конкурсной основе ребёнок может поступить и в не относящуюся к его району школу в том же городе — так бывает, если родители выбрали школу из-за её высокого рейтинга.

12 неверных признаков того, что у вас плохая школа

«О плохих школах я не знаю, но существует список лучших муниципальных школ. Списки составляют по результатам государственных экзаменов по математике, эстонскому и английскому, — объясняет Эвелин Йыги.

— В таких школах есть конкурсные классы, куда проходит набор на основе теста школьной зрелости. Обычно в классе около 20 человек, но в конкурсных может быть и больше 30. Большинство школ — муниципальные, частных мало.

Министерство образования всегда подчёркивает, что качество образования детей не должно зависеть от их социальных и материальных условий, и многое делает для этого».

Начальная школа в Эстонии

Едва ли не большую гордость, чем высокое место в общем рейтинге, у эстонских чиновников от образования вызывает показатель неуспеваемости, выявленный тем же тестированием PISA. Он самый низкий в Европе. Только 10% эстонских школьников показали неудовлетворительные результаты по математике и чтению, а по естественно-научным дисциплинам — менее 5%.

В подходе к слабым ученикам эстонское школьное образование ориентируется на финскую модель: отстающих не оставляют «на второй год», а вместо этого предоставляют им тьютора и индивидуальный подход к освоению программы.

Как устроены финские школы

Ещё один повод для гордости — равный доступ к образованию для детей из бедных и состоятельных семей. По итогам тех же тестов PISA, треть школьников из семей с самым низким достатком показали самые высокие результаты.

Президент американского Центра образования и экономике в Вашингтоне Марк Такер, побывав в прошлом году в странах Центральной и Восточной Европы и в Прибалтике, отмечал: в отличие, например, от Венгрии и Чехии, где лучшее образование доступно привилегированным слоям общества, Эстония сумела замечательно приспособить «советское наследие» — всеобщий равный доступ к образованию — к современным демократическим реалиям.

В эстонских школах самый низкий показатель неуспеваемости в Европе

Примерно пятая часть всех школьников Эстонии из русских семей. Традиционно русскоязычные школьники показывают более низкие результаты PISA, чем их эстоноязычные сверстники.

Но после перехода на обучение на эстонском языке (в муниципальных школах, в том числе в русских гимназиях, на государственном языке должно преподаваться не менее 60% предметов) этот разрыв стал сокращаться.

Между тем бывший министр образования Эстонии Евгений Осиновский признавал, что уровень преподавания предметов на эстонском в русских гимназиях часто оставляет желать лучшего.

Ещё одна проблема эстонских школ — сокращение их количества. Дело в том, что 20 лет назад в стране рождалось более 20 тысяч детей в год, сейчас — около 13-14 тысяч. Министерство образования рассуждает о вынужденной «оптимизации» — необходимо закрывать школы с маленькой наполняемостью.

Но пока функционируют и те гимназии, где учится и по 200, и даже по 50 учеников.

Эксперты не исключают, что снижение нагрузки на учителя (в среднем 12 учеников в классе по сравнению с 20 учениками двадцать лет назад) поспособствовало эстонскому «образовательному чуду» — в маленьком классе проще уделить внимание каждому.

Домашние задания

Эстонская школа не разделяет популярную в той же Финляндии концепцию отказа от домашних заданий — их задают, даже в начальной школе.

«Не скажу, что заданий мало, но время на хобби и игру остаётся, — делится опытом своей семьи Эвелин Йыги.

— В начальных классах учителя ожидают от родителей, что они помогут ребёнку с заданиями, чтобы он научился учиться: планировал время, привык, что уроки обязательно нужно сделать. Но и школа помогает родителям.

Например, во Французском лицее в Таллине, где учится мой сын, каждую неделю проводится бесплатное занятие французским языком для родителей — чтобы они могли помогать детям с заданиями».

Электронная Эстония

Эстония — одна из самых развитых «цифровых демократий» Европы, страна с работающим электронным правительством и общественными институтами. С середины 2000-х граждане голосуют на выборах через интернет, в том числе удалённо, прямо из дома. Для ания используется смарт-карта с электронным чипом — удостоверение личности, которое есть у каждого совершеннолетнего эстонца.

А подать голос можно сколько угодно раз: система всё равно зачтёт только последний вариант.

Помимо колоссальной экономии на организации ания такой метод исключает разного рода «карусели» и прочие попытки смошенничать на выборах: даже если представить, что избирателя подкупят и он проголосует, «как просили», ему ничто не мешает вернуться домой и проать так, как он действительно считает нужным.

Казалось бы, при чём тут школа? Дело в том, что школьное образование тоже включено в программу «Электронная Эстония» (e-Estonia): компьютеры учителей, школьной администрации, родителей и самих школьников подключены к системе e-Kool, которая позволяет отслеживать домашние задания и оценки, предупреждает о предстоящих контрольных и важных школьных событиях. Родители могут загрузить через эту систему справку о болезни ребёнка, а также отслеживать личные достижения школьника и уровень его знаний и подготовки в сравнении с другими учениками (их данные выводятся, конечно, анонимно) и средними показателями класса.

Всё, что нужно знать о рейтинге PISA и низком месте России в нём

«Учатся дети по книгам, с печатными рабочими тетрадями и обычными тетрадками в клетку и линейку, но часть уроков может проходить в компьютерных классах.

Кроме того, школа использует интернет, чтобы помочь ребёнку учиться: делая домашние задания по французскому, можно послушать аудиоуроки на сайте школы, чтобы тренировать правильное произношение.

Часть домашних заданий — например, уроки по окружающему миру, — с первого класса построены так, чтобы ребёнок искал ответы на вопросы в Гугле и в „Википедии“. То есть умел использовать компьютер и с его помощью добывать информацию», — рассказывает Йыги.

Занятие в компьютерном классе

По статистике, в эстонских школах на одного ученика приходится 0.8 компьютера. У 79% пятнадцатилетних школьников есть компьютер дома, из них 89% имеют постоянный доступ в интернет.

При этом, согласно данным опубликованного SA Innove анализа результатов теста PISA-2015, ученики, которые проводят в интернете больше двух часов в день, показали худшие результаты по сравнению с теми, кто пользуется интернетом, но тратит на пребывание в сети менее двух часов в день.

Учитель плюс родители

Профессию учителя в Эстонии не назвать престижной — особенно если судить по зарплате. По данным на третий квартал 2016 года, средняя зарплата в Эстонии составляла 1120 евро в месяц.

Школьный учитель зарабатывает в среднем 1100 евро в месяц.

Скорее всего, именно с этой ситуацией напрямую связан кадровый голод: средний возраст учителей в Эстонии с каждым годом растёт, в школе мало молодых преподавателей и учителей-мужчин.

Отношения учителей и учеников скорее формальные, а в случае конфликтов педагоги стараются активно привлекать к их решению семью

«С детского сада родителям постоянно говорят, что и садик, и школа — только партнёры, помощники родителей, а главная ответственность за развитие и образование ребёнка лежит на его семье.

Учителя приглашают родителей в школу, стараются разобраться в каждой ситуации, помочь ребёнку. Школа и родители сотрудничают.

Если родители подберутся активные, как в классе моего ребёнка, они организуют разные экскурсии, праздники, общение между собой», — говорит Йыги.

Профессия учителя в Эстонии не считается очень престижной

Младшие школьники, по наблюдениям психологов и родителей, хорошо относятся к школе, но с возрастом настрой меняется — и не в последнюю очередь из-за загруженности и постоянных тестов.

«Становясь старше, дети задают вопросы: зачем столько домашних и заданий и контрольных, часто по несколько на одной неделе? Плюс активно обсуждается проблема буллинга в школе, внедряется программа KiVa по борьбе со школьным насилием — значит, и эта проблема есть», — рассуждает мама таллинского третьеклассника.

5 фраз, которые помогут, если ребёнка травят в школе

Результаты опубликованного в 2015 году исследования качества жизни и благополучия школьников показали, что немногие эстонские дети чувствуют себя счастливыми в школе. Авторы научной работы опросили 53 тысячи школьников из 15 стран в возрасте 8, 10 и 12 лет.

Вопросы касались уровня жизни, семейных отношений, общения с друзьями, школьной жизни и других сфер.

Отвечая на вопросы о семье, дети и подростки из Эстонии сообщили исследователям, что семья помогает им чувствовать себя в безопасности, им хорошо и спокойно дома, а также они в целом довольны своими отношениями с друзьями.

Большинство эстонских школьников чувствуют себя несчастными в школе из-за загруженности и постоянных тестов

Но вот ситуация со школьной жизнью не такая безоблачная. Так, только 36% опрошенных эстонских школьников смогли согласиться с утверждением «Мои учителя слушают меня и уважают моё мнение».

Хуже результат только у Германии — 35%.

С утверждением «Я люблю ходить в школу» согласны 23% опрошенных эстонских детей (для сравнения, в Эфиопии любят ходить в школу 84% опрошенных, в Непале — 69%, в Турции — 62%, в Норвегии — 38%).

«В Эстонии дети показывают сравнительно высокие показатели во время различных проверок знаний, но не удовлетворены тем, как проходит их школьная жизнь.

Это может быть связано с высоким уровнем „соревновательности“, а также осознанием, что школьные успехи напрямую связаны с их возможностями в будущем. Родители и сами школьники с самых первых лет обучения озабочены оценками.

В сельских школах и в школах небольших городков дети более удовлетворены своей школьной жизнью, чем их сверстники из крупных городов. Школьная травля — проблема, признанная эстонским министерством образования и уполномоченным по правам ребёнка.

Изучение этого вопроса демонстрирует, что причиной травли часто становятся не взаимоотношения самих детей между собой: часто травлю вольно или невольно провоцируют взрослые — учителя, школьная администрация, родители», — резюмируют исследователи.

министерство образования и науки Эстонии / hm.ee

7 интересных отличий школ разных стран мира от российской

Домашняя работа: кто виноват и кому делать

5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать

Источник: https://mel.fm/shkoly_mira/3017468-Eesti_school

Высшее образование в Эстонии

Образование и обучение в Эстонии

Эстония – одна из самых небольших стран Европы, расположенная на побережье Балтийского моря.

Но, несмотря на свои весьма скромные размеры, это северное государство обладает внушительными ресурсами для получения высшего образования, как для своих граждан, так и для иностранцев, мечтающих о дипломе европейского образца и карьере в любой стране Евросоюза и за его пределами.

Каждый год сотни иностранных студентов приезжают в Таллинн, Тарту или Нарву за качественным высшим образованием. Конечно, большой процент среди них составляют русские и украинцы вследствие географической близости Эстонии и большого процента русскоговорящего населения там.

Но и граждане европейских государств нередко делают выбор в пользу эстонских вузов, ведь стоимость обучения и проживания здесь гораздо ниже, чем, например, в Великобритании или Испании.

Да и эстонский язык в ряде случаев учить не придется, ведь многие программы преподаются на английском и даже русском языках.

Система высшего образования

Все учебные заведения Эстонии подчиняются Болонскому процессу, поэтому система «бакалавр (3-4 года обучения) – магистр (2 года обучения) – доктор (4 года обучения)» понятна всем иностранцам, в том числе и россиянам. Стандарты обучения, в свою очередь, соответствуют «Европейской системе перевода и накопления кредитов», или ECTS, по которой работают практически все европейские университеты и многие российские вузы.

По теме: Стипендии и гранты в Эстонии

За один год обучения студент может набрать 60 ECTS-кредитов, что эквивалентно примерно 1500–1800 учебным часам. Чтобы получить диплом бакалавра, студенту требуется набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, диплом магистра – до 300 кредитов.

Учебный год в Эстонии, как и в большинстве государств, стартует в сентябре и делится на 2 семестра. По окончании обучения выпускник получает диплом о высшем образовании, который принимается и котируется во всех странах Евросоюза.

Поэтому получить работу и начать успешную карьеру можно в любом европейском государстве.

Кроме того, сами эстонские вузы и государственные организации могут помочь в последующем трудоустройстве: талантливые и способные студенты уже во время учебы или стажировки (практики) могут получить реальные предложения о работе.

Университеты Эстонии и программы обучения

Официально в систему высшего образования в Эстонии входят 6 государственных и 3 частных учебных заведения. Двери каждого из них открыты для всех желающих грызть гранит науки, в том числе и для иностранцев. Основной язык преподавания – эстонский.

Однако вузы Таллинна и Тарту предлагают около 150 программ обучения на английском языке. Кроме того, есть курсы и на русском языке с дальнейшим переходом на обучение на эстонском или английском.

К слову, Эстонская академия художеств предлагает единственную в стране программу бакалавриата полностью на русском языке – специальность «Медиаграфика», период обучения – 4 года, стоимость за семестр – 960 евро.

Высшие учебные заведения Эстонии предлагают обучение по самым разным специальностям. Но колоссальные успехи страны в IT-сфере сделали её одним из самых «продвинутых» в этой области государств Европы. Именно эстонцы, к примеру, подарили нам Skype. Поэтому среди студентов-иностранцев наблюдается определенный интерес именно к техническим и инженерным направлениям.

Тартуский Университет

Самый первый вуз Эстонии, старейший и знаменитейший Тартуский университет, основанный в 1632 году королем Швеции Густавом II Адольфом. Именно поэтому город Тарту часто называют «городом студентов». Кстати, Тартуский университет входит в ТОП-400 лучших вузов мира (рейтинг 2013-2014 годов).

В Тартуском университете самое большое количество учащихся – около 16 тысяч человек, среди которых чуть больше тысячи – иностранные студенты, приехавшие из более чем 70 стран.

Основные факультеты, неизменно пользующиеся популярностью: философский, юридический, информатики и математики, экономический, социальных наук, медицинский, естествознания, теологический. Большинство программ доступны на английском языке.

Стоимость обучения варьируется в зависимости от выбранной специализации. К примеру, обучение по специальности «Финансовая математика» обойдется в 3200 евро в год. А по самой дорогой специальности – «Медицина» – около 11000 евро в год.

Каждому студенту предоставляется комфортабельное общежитие – 2-х или 4-местные комнаты, оснащенные всем необходимым. Средние расходы на проживание и питание составят примерно 400-500 евро в месяц.

Таллиннский Технический университет

Главный вуз Эстонии – Таллиннский Технический университет. Выпускники этого учебного заведения ценятся по всему миру, так как университет является одним из ведущих в подготовке высококлассных специалистов технического профиля. 40% иностранных студентов выбирают именно его.

Университет предоставляет возможность проходить программу обучения на английском языке почти по всем специальностям. И, что немало важно, для иностранных абитуриентов многие программы бакалавриата и магистратуры бесплатные.

Среди них «Инженерия», «Кибербезопасность», «Коммуникативная электроника», «Дизайн и инженерное дело», «Промышленное производство и управление» и многие другие. Полный список бесплатных программ можно найти на сайте университета.

Стоимость обучения по остальным специальностям сравнительно невысока – от 2500 до 3300 евро в год.

Сейчас в университете насчитывается около 12 тысяч учащихся, включая 2 тысячи иностранных студентов. У них, кстати, есть возможность проживать в университетском общежитии. Стоимость – от 100 до 150 евро в месяц.

Таллиннский университет

Еще один именитый столичный вуз – Таллиннский университет, специализирующийся на социальных и гуманитарных науках. Наиболее востребованы среди иностранных студентов такие специальности, как «Медиа», «Право», «Антропология», «Литературоведение», «Филология», «Менеджмент коммуникаций», «Международные отношения».

Обучение по данным программам ведется на английском языке, но также возможно преподавание на русском с дальнейшим постепенным переходом на английский или эстонский языки. Стоимость по каждой специальности примерно одинаковая – от 3000 до 4000 евро в год.

В настоящее время в университете проходят обучение около 9 тысяч студентов, 700 из которых – иностранцы.

Эстонская академия музыки и театра

Выбравшим непростой, но увлекательный путь к карьере в творческой сфере стоит обратить внимание на Эстонскую академию музыки и театра, ведущий национальный музыкально-педагогический и научный центр. К слову, здание Академии – одно из красивейших и наиболее современных консерваторских сооружений в мире.

Для иностранных студентов доступно обучение на английском языке по следующим специальностям: «Музыкально-театральное искусство», «Режиссура театра», «Музыковедение», «Композиция», «Хореографическое искусство», «Искусство концертного исполнительства». Средняя стоимость обучения по каждому из этих направлений – 5000 евро в год.

В данное время студентами Академии являются 700 человек, 112 учащихся – иностранцы.

Стипендии для иностранных студентов

Иностранные студенты, как и граждане Эстонии, могут претендовать на различные стипендии, предоставляемые как самим вузом, так и различными фондами. Одним из вариантов является обучение по программе Erasmus Mundus (подробности на нашем сайте).

Существуют стипендии и гранты не только для получения высшего образования, но для других целей. Например, для оказания помощи и поддержки родственным народам, изучения эстонской культуры и языка и другие. Как правило, их источником являются различные фонды и государственные организации.

Сами университеты могут предложить стипендии в зависимости от академических успехов студента. Чтобы узнать подробнее обо всех видах финансовой помощи учащимся и абитуриентам, нужно обратиться в международный студенческий отдел, который есть в каждом вузе. Но нужно учесть, что заявку на какой-либо вид стипендии можно подать только после того, как были оформлены все документы на поступление.

Как поступить в университет Эстонии

Так как вся привычная бумажная волокита в Эстонии заменена быстрым и удобным способом обращения через интернет-порталы, то и подать все документы для поступления в вуз и даже заявку на стипендию можно через соответствующие сайты, не выезжая из своей страны и даже не выходя из дома. Пример – система SAIS, при помощи которой можно избежать любой предвзятости, ведь отбором заведует беспристрастная и не допускающая ошибок программа. Данная система поможет организовать весь процесс поступления, вплоть до обмена сообщениями между абитуриентом и университетом.

Итак, что потребуется для поступления в любой эстонский вуз:

  • Анкетные данные
  • Диплом/аттестат об окончании среднего образования/высшего образования с приложением с нотариально заверенным переводом на английский язык
  • Сертификат об уровне знания английского языка (IELTS 5.5 – 6, TOFEL 70 – 80)
  • Резюме
  • Мотивационное письмо
  • Ксерокопия заграничного паспорта

Для поступления на некоторые специальности в разных учебных заведениях имеются дополнительные вступительные испытания. Подробную информацию об этом можно найти на сайтах университетов в период подачи заявлений.

После подачи заявления и рассмотрения его университетом абитуриенту необходимо будет пройти собеседование с представителем вуза (чаще всего в виде переписки в системе SAIS или посредством электронной почты) и решить вопрос с жильем (например, подать заявку на предоставление места в общежитии). После того как абитуриента примут в ряды студентов, университет пришлет официальное приглашение, которое понадобится для получения учебной визы. И можно отправляться за качественным европейским высшим образованием.

Полезные ссылки

Получить информацию о предоставлении государственных услуг Эстонии можно здесь.

Узнать больше об образовании в Эстонии можно здесь.

Министерство образования и науки Эстонии

Министерство иностранных дел Эстонии

Источник: https://selfmadetrip.com/vyisshee-obrazovanie-v-estonii/

Образование в Эстонии

Образование и обучение в Эстонии

Эстонская система образования занимает третью позицию в международном рейтинге оценки образования PISA. По мнению экспертов, лучше и качественнее обучение только в Сингапуре и Японии. Чем так хороша эстонская школа и что в ней особенного, мы узнали из первых рук.

Нашим гидом выступила Лайне Беловас, основатель и директорNoarootsi Gumnaasium (Ноароотсиской гимназии) с национальным конкурсом на поступление. Лайне 40 лет работает в образовании, 35 из них – в статусе директора. Все ключевые изменения в подходах и организации обучения эстонских школьников происходили на ее глазах.

Основное образование

Итак, эстонские дети идут в школу с 7 лет. Обязательным для каждого ребенка является так называемое основное образование – 9-летка. Оно разделено на три этапа:

  • 1-3 класс;
  • 4-6 класс;
  • 7-9 класс.

Для перехода с одного этапа обучения на другой эстонские школьники сдают тесты и экзамены. В первую очередь это необходимо для того, чтобы понять, удалось ли учителю дать ребенку необходимые знания, смог ли он их получить и усвоить. Чуть ниже мы поговорим об этом подробнее.

Надо заметить, что в эстонской школе действует буквенная система оценки знаний, которая соотносится с 5-балльной.

А – отлично (= 5); В – хорошо (= 4); С – удовлетворительно (= 3); D – плохо (= 2);

F – неудовлетворительно, полный провал (= 1).

В гимназиях «алфавит» может быть расширен, предоставляя больше возможностей для объективной оценки знаний учеников (например: А = 5+; В = 5; С = 4+; D = 4 и т.д.). Впрочем, баллы также в ходу, но только при оценивании межступенчатых экзаменов. Для перехода на следующий этап обучения результат тестирования должен быть не ниже «тройки».

До 4-го класса оценки ученикам не выставляются вообще. Уровень знаний каждого ребенка учитель характеризует устно. Такой подход подчеркивает доброжелательное отношение к ученику, понимание его индивидуальных способностей к учебе.

Учеба в гимназии

По окончании 9-летней школы, эстонские ребята продолжают учебу в профессиональных и академических гимназиях. Обучение занимает 3 года (10-12 классы). В профессиональных гимназиях мальчишки и девчонки получают специальность и по окончании учебы могут идти работать. В академических гимназиях дают углубленные знания по интересующим предметам для возможности поступления в вуз.

В отличие от школ (где наряду с муниципальными, есть и частные) все гимназии в Эстонии государственные и обучение в них бесплатное. Они располагаются в центрах регионов (уездов) и ориентированы именно на местных детей. Отдельная категория – гимназии интернатного типа (к которым относится и Ноароотсиская гимназия), сюда могут поступать дети со всей страны на конкурсной основе.

Наша гимназия специализируется на углубленном изучении шведского языка. Мы можем принять на учебу сразу 150 детей, – говорит Лайне. – Весь учебный год ученики живут в интернате при гимназии. У них есть возможность на выходные и каникулы ездить домой, а также их могут навещать родители.

Но, как правило, мамы и папы привозят детей 1 сентября и в следующий раз появляются в гимназии только на выпускном балу (улыбается – прим. ред.).

В Эстонии очень высок уровень доверия родителей к системе образования, школе, учителям, иначе они, наверное, жили бы здесь вместе со своими детьми.

Было время, когда конкурс на поступление в Ноаротсискую гимназию доходил до 10 человек на место. Сейчас он значительно упал и связано это с проблемой, актуальной для многих развитых стран мира: снижением рождаемости. Тем не менее за право учиться здесь каждый год борются по 2-3 человека на место.

Преимущество гимназий интернатного типа и нашей, в частности, в том, что наши ученики, помимо образования получают и социальные навыки, – рассказывает Лайне Беловас.

– На протяжении 3 лет самостоятельной жизни они учатся общаться между собой, решать конфликты, поддерживать друг друга. Преподаватели вузов всегда отмечают наших выпускников, подчеркивая, что на фоне «домашних» детей, они более взрослые и самостоятельные.

Важно и то, что после окончания гимназии у них сохраняются тесные, дружеские отношения.

В остальном образовательный процесс не отличается от принятого в других учебных заведениях страны. Учебный год начинается 1 сентября. Заканчивается у школьников первых этапов обучения 31 мая, у учеников третьего этапа основного обучения и гимназистов – на две недели позже.

В течение учебного года у эстонских детей есть 5 каникул, чтобы отдохнуть от уроков: осенние, рождественские, февральские, весенние и летние. Повсеместно такой режим учебы и отдыха введен в Эстонии только в этом учебном году.

Но в Ноароотсиской гимназии это сделали немного раньше.

И мы видим одни плюсы, – подчеркивает Лайне. – Чтобы хорошо учиться, работать, нужно хорошо отдыхать.

Учебная среда

Похожим принципом руководствовались эстонцы, организовывая и учебную среду: нельзя ждать высоких результатов, если не создать комфортные условия для учебы.

  • В Эстонии везде школьные здания в хорошем состоянии, теплые и чистые.
  • Всегда в наличии бесплатный wi-fi. Эстонские школьники считают эту «опцию» чем-то из разряда гражданских прав: wi-fi должен быть, потому что его не может не быть.
  • В каждом классе есть необходимые для образовательного процесса принадлежности и оборудование: компьютер учителя, проектор, документальная камера, звуковые колонки.
  • Школы открыты с 8 до 21-30. В течение дня там проходят уроки, дополнительные занятия, кружки по интересам, организованы спортивные секции и тренировки.
  • На перемене ученики могут на свое усмотрение оставаться в классе, идти в спортивный зал, гулять на свежем воздухе.

И есть всего 5 пунктов, чего ученикам делать категорически нельзя:

  • пропускать уроки;
  • вести себя невежливо;
  • употреблять алкоголь и наркотики;
  • после 23-х часов находиться на улице без сопровождения взрослых;
  • ходить по школе в уличной обуви.

 

Кто в школе главный?

А теперь впору задаться вопросом: так что же делает эстонскую систему образования одной из лучших в мире? Ведь за исключением незначительных нюансов она очень похожа на нашу.

отличительная особенность эстонского образования в самом подходе к нему.

Говорят, эстонцы не очень религиозные люди, но мы верим в образование, – улыбается Лайне Беловас. –Не надо совершать в школе чудеса и устраивать революцию. Но делать школу лучше – в наших силах. Это то, что мы можем и должны делать каждый день. 

Сегодня «золотым стандартом» эстонского образования является то, что:

  • учителя согласны с мнением: школа для учеников, а не для учителей;
  • в школе всем должно быть хорошо;
  • учитель исходит из единой государственной учебной программы, но он сам решает, что, как и по каким учебникам преподавать. Он свободен в выборе методик и способов изложения учебного материала;
  • учителя согласны с тем, что учить надо ребенка, а не учить учебник. Прийти в школу и в одиночку решать задачи или читать параграф – это можно делать и дома;
  • все проблемы решаются совместно. В Ноароотсиской гимназии, например, каждый год проводят анонимный опрос среди учеников, родителей, учителей: какие плюсы и минусы есть в школе, в образовательном процессе. Хорошее стараются укрепить, плохое – сообща искоренить;
  • учитель и ученик – равноценные партнеры, а не «главный» и «подчиненный». У школьника всегда есть право на выбор: часть предметов (исключая обязательные к изучению) он выбирает по своим интересам: будь то экономика, религия мира или, например, психология. Так же у него есть право выбирать, как выполнять полученное задание: самостоятельно, в группе или в паре с другим учеником… Очевидный плюс такого подхода состоит в том, что у школьника сохраняется мотивация и интерес к учебе, которые на корню губятся «обязаловкой».
  • всем разрешено ошибаться. В конце концов жизнь не состоит из учебных предметов. Для успеха гораздо важнее общие умения и навыки.

Источник: https://www.teenage.by/article/obrazovanie-v-jestonii-shkola-dlja-shkolnikov,-a-ne-uchitelej

В международном рейтинге оценки образования PISA Эстония занимает третью строчку. Перед ней лишь Сингапур и Япония.

Биргит Лао, член правления целевого учреждения «Иннове», которая восемь лет работала в Минобразования Эстонии и которая в этом году выступит в Минске на KEF-2017, рассказала TUT.

BY, как страна реформировала советскую школу, с какими трудностями ей пришлось столкнуться и сколько сейчас зарабатывают эстонские учителя.

«Мы дали большую свободу учителям и директорам школ»

Биргит Лао — член правления Целевого учреждения «Иннове». В 2006—2014 годах работала в Министерстве образования Эстонии, где возглавляла отдел анализа и была заместителем начальника структурных фондов.

С 2001 по 2006 год была генеральным секретарем в Ассоциации эстонских взрослых педагогов. личный архив

— У Беларуси и Эстонии были похожие системы образования после СССР.

С чего вы начинали реформу?

— В поздние 80-е, в 90-е годы Беларусь и Эстония были на равных позициях. У нас были разработаны учебные программы, но мы не представляли, что именно школьники должны знать на каждой ступени образования.

Первое, что мы начали менять, — школьные программы.

С тех пор мы их меняли уже три раза — для каждого предмета описываем, что именно будет объектом изучения, что должны школьники знать после 3, 6, 9 классов и после гимназии — знания оцениваются четыре раза за время учебы в школе.

Например, мы решили, что нам важно, чтобы по математике ребенок после третьего класса знал определенные вещи. А вот что именно школьник для этого будет делать с 1 по 3-й класс — решает учитель. Мы дали большую свободу учителям и директорам школ.

Среднее образование в Эстонии — это 1−9 классы школы. Время обучения разделено на три периода — с 1 по 3 класс, с 4 по 6 класс и с 7 по 9 класс. После 9 класса школьники три года учатся в гимназиях, где образование делится на академическое и профессиональное. Получившие академическое образование поступают в вузы. Профессиональное — могут работать или продолжить учиться профессии.

Вторая вещь, которую мы меняли, — способ преподавания в школе. В советское время система ставила в центр учителя. Педагоги были строгими, жесткими — я помню это из своего опыта. Сейчас учительство ориентировано на ребенка. В центре — способности и знания школьника. Учитель должен применять пять−шесть способов обучения в одном классе, чтобы найти подход к каждому школьнику.

В Эстонии нет специальных школ для учеников с особыми требованиями. Если у кого-то ментальные проблемы, особенности развития, инвалидность — все они будут учиться в обычной школе, в обычном классе. Это тяжелее для учителей, но лучше для учеников. Школьники в курсе, что все люди разные и могут учиться по-разному.

Еще одна важная вещь — язык обучения, который в Эстонии даже в советские времена был эстонским.

Мы много инвестировали в статус учителя. Учительская зарплата сейчас — национальный приоритет. Независимо от того, какая партия у власти, позиция такая: учительская зарплата должна быть такой же, как средняя зарплата в стране у человека с высшим образованием. И я думаю, что в этом году мы этого достигли.

Кроме того, мы обновили школьную инфраструктуру, в том числе спортивную. И было решено отделить гимназии от средней школы.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Александр Васюкович, TUT.BY

— И как вы при большей свободе контролируете, чему научился ребенок?

— Государство организует тесты и экзамены после каждой ступени образования. Например, после 3-го класса проводим национальный тест. За него не ставят оценки — нет «единицы», «двойки» или «пятерки», это фидбек для учителя и учеников, чтобы понять, получили они нужные знания или нет. В школе обычно не ставят оценки до 4 класса — учитель может лишь устно описать достижения ученика.

— Сколько стоила подобная реформа?

— С поздних 90-х мы стали привлекать иностранные инвестиции — фонд FARA, норвежские и шведские фонды. Когда Эстония стала членом ЕС, нам стали доступными фонды ЕС, с помощью которых мы обновили инфраструктуру. Думаю, около 500 миллионов евро за последние 18 лет было инвестировано в школьную инфраструктуру.

«Для начала нужно заручиться поддержкой учителей и родителей»

— Иногда проще найти деньги, чем изменить ментальность тех, кому предстоит пережить реформу.

— Очень важно, что мы определились, какой будет реформа образования, больше 20 лет назад. Собралась группа профессоров, специалистов, которые решили, каким должно быть образование в Эстонии.

Это была хорошая стратегия, потому что мы до сих пор ее используем. И это была инициатива президента, кстати. В 1997 году мы сказали: общие цели нашего образования и науки вот такие, и вот такими путями мы к этому идем.

Это была общая дискуссия об образовании, о том, как оно должно меняться.

— Как вы меняли отношение родителей, учителей к образованию?

— Было проведено множество исследований, которые показали, что качество преподавания высокое. И, конечно, мы работали с учителями, объясняли, что именно даст им реформа, проводили для них тренинги. Мы многому научились в Англии, Норвегии, Канаде — например, как интегрировать в систему нашего образования говорящих на другом языке, в случае Эстонии — на русском. Это было непросто.

20 лет прошло, а мы все еще продолжаем меняться, это процесс, который никогда не остановится. Например, средний возраст учителей до сих пор очень высок в Эстонии — 48,5 года. Учительская позиция не очень привлекательна для молодежи. Сейчас мы должны решать эту проблему.

— Какие еще были сложности?

— Думаю, сопротивление менеджмента. Многое зависит от директора школы. Местные муниципалитеты, которые нанимают учителей, должны были менять свое отношение, приглашать на работу новаторов, более открытых директоров.

Ведь директор — это лицо школы. Думаю, что некоторые проблемы с учебными программами тоже были. Когда мы проводили национальные экзамены, видели: в один год результаты лучше, в другой — хуже, мы должны были менять что-то снова.

Это процесс.

— Что бы сейчас посоветовали тем, кто хочет реформировать систему образования?

— Для начала нужно заручиться поддержкой учителей и родителей. Все нужно делать постепенно, и реформу нужно подтверждать исследованиями. Все: родители, политики — считают себя экспертами в образовании, но это не так. Если вы меняете систему, вам нужно подтверждать результат исследованиями статистикой, а не чьим-то мнением.

— Какими, по-вашему мнению, сейчас будут вызовы в образовании?

— Для нас это диджитализация образования. Доступность компьютеров, планшетов все меняет. Учителям нужны тренинги, обучающие использовать это. Это наш приоритет на ближайшие три-четыре года, мы тратим 30 миллионов евро на развитие электронного образования.

Вызов — это и необходимость привлечь молодежь в школы. В Эстонии есть инициатива «Назад в школу», призывающая менять профессию и становиться учителями. Мы разрешили директорам нанимать специалистов без педагогического образования.

Они начинают учить, а потом за год-два изучают педагогику, повышают квалификацию. Еще один вызов — как включить детей из других стран в свою систему, потому что есть вопрос миграции.

Ученики, говорящие на разных языках, — это определенно вызов для учителей и директоров.

Конференция KEF-2017 «Основы будущего» пройдет 2−3 ноября 2017 года. О начале регистрации мы сообщим дополнительно.

Проект финансируется Европейским союзом.

Конференция KEF-2017 организована IPM Research Center при участии BEROC, CASE Belarus и Ассоциация Европейского Бизнесапри поддержке European Union in Belarus, USAID Belarus via Pact, Inc.

, International Monetary Fund, World Bank, UNICEF Belarus, UNDP in Belarus. Генеральный информационный партнер KEF-2017 — TUT.BY. Партнеры конференции — Baker Tilly Bel, Dipservice Hall, Prokopiev Catering.

Информационные партнеры: Ідэя, журнал «Финансы, учет, аудит», Газета «Белорусы и рынок», Экономическая газета.

Источник: https://news.tut.by/society/565583.html

Cистема образования в Эстонии

Образование и обучение в Эстонии

Обучение за рубежомСистемы образования за рубежомCистема образования в Эстонии

Образование в Эстонии является не просто необходимой вехой в воспитании, но и обязательным процессом с точки зрения Конституции.

Система образования необычайно удобна: она не делится на начальное и среднее образование, как в России, но при этом состоит как из государственных муниципальных учебных заведений, так и из частных школ, обучение в которых все равно строится на единых правилах.

Дошкольное образование в Эстонии

Дошкольное образование в Эстонии доступно абсолютно каждой семье, даже не смотря на то, что большая часть детских садов — платные и частные. По местным законам государство оплачивает порядка 50% от стоимости содержания ребенка в таком учреждении.

Действует четкое правило: родитель не должен тратит сумму, превышающую двадцать процентов от своей зарплаты на дошкольное образование. По достижению семилетнего возраста ребенка зачисляют в школу и он переходит на новый этап, приступая к получению среднего образования.

В детском саду формируются общие навыки, такие как социальные, учебные, игровые, навыки саморегуляции. как правило, весь учено-воспитательный процесс ведется на эстонском языке.

Среднее образование в Эстонии

Определение школы, в которую поступает ребенок, основывается не на личных пожеланиях родителей, а на месте жительства семьи. Государство предоставляет место за партой в заведении, расположенном как можно ближе к дому малыша.

У эстонцев есть понятие основного обязательного образования, в которое заключено школьное обучение в период с первого по девятый класс. Его делят на четыре стадии:

  • с 1 по 3 класс;
  • с 4 по 6 класс;
  • с 7 по 9 класс;
  • с 10 по 12 класс (гимназическое образование).

Все три стадии учебы в Эстонии подчиняются и идут в тон с единой общеобразовательной программой, разработанной правительством. Переводы из класса в класс происходят только после усвоения учеником нужной информации, занимаются оценочной системой учителя. В случае плохой успеваемости школьника могут обязать пройти дополнительное обучение в период летних каникул.

Окончив девять классов, ученик получает сертификат отличника или вкладыш с оценками (они, в свою очередь, выставляются по англосаксонской системе: от 1 до 5 баллов). Он имеет права продолжить обучение в общеобразовательной школе, увеличив срок своего пребывания в ней до двенадцати лет, или же поступить в любое учреждение среднего специального образования.

Останавливаясь на первом варианте, школьник приступает к академическому или профессиональному образованию (именно на эти ступени делится гимназическое обучение).

Выбор между ними осуществляется напрямую из дальнейших целей ученика: он либо планирует продолжить обучение в университете (тогда выбирает академическое), либо намеревается получить возможность трудоустройства (в таком случае выбирает профессиональное, к примеру, медицинское образование в Эстонии).

Высшее образование

Поступление абитуриентов в высшие учебные заведения осуществляется на основе итоговых экзаменов, проведенных школами. Именно по результатам выставленных во вкладышах и сертификатах, проходит конкурс на места.

Все вузы делятся на два типа: прикладные учебные заведения и университеты. Отличие у них только одно — согласно закону обучение в прикладных заведениях представляет собой всего одно конкретное направление, в то время как университеты предлагают получение степени не только бакалавра, но и магистра или доктора наук по самым разным специальностям.

В среднем на бакалавра учатся не более трех лет, что соответствует 180 пунктам по европейской системе ECTS. Обучение на степень бакалавра длится 3 года. Следом за бакалавром можно получить магистра, обучение займет 2 года. Это прибавит еще порядка 100 баллов по ECTS и позволит беспроблемно работать по выбранной специальности в желаемом уголке Европы.

В Эстонии 6 государственных и 3 частных университета.

Лидером среди вузов Эстонии неизменно остается Тартуский университет, который входит в число 600 самых лучших университетов мира.

На втором месте — Таллинский университет, специализирующийся  на гуманитарных и социальных науках. К университету примыкает и знаменитая Балтийская школа кинематографии и СМИ.

Третье место занимает Таллинский технологический университет, в котором преподаются инженерные и технические дисциплины, а так же программы в области международных отношений и бизнеса.

В вузах Эстонии есть более 100 программ, где обучение можно пройти на английском языке.

Образование для русских

Система образования в Эстонии включает в себя не только муниципальные школы, но и заведения с полным государственным финансированием, предоставляющее образование на других языках, в том числе и на русском.

Специальная виза для учащегося или обязательное знание эстонского не требуется при поступлении в русскую школу Эстонии.

При желании обучаться в высших заведениях, русским необходим только диплом одного из национальных вузов и результаты теста на знание иностранного языка.

Русская школа Эстонии — это более 20% всех обучающихся в стране. Тем не менее, отправляя ребенка в частную школу, русским необходимо контролировать язык преподавания в выбранном учреждении, так как в этих случаях он определяется исключительно владельцами заведения. Преподавание в таких школах идет по системе 60/40.

Предметы на русском могут составлять не более 40% от общего количества. Естественно, что оставшиеся 60% — это основные общеобразовательные курсы на эстонском языке, игнорировать которые невозможно.

Стоимость образования

Эстония относится к редким странам Евросоюза, где получить образование более чем реально. Однако следует понимать, что государство старается в основном для местных жителей, желающих в дальнейшем остаться внутри страны, развивая ее экономику.

Почти все учебные программы на иностранных языках (в особенности на английском) платные. Выходы из этой ситуации, конечно, есть — получение всевозможных грантов и дотаций. Для иностранных студентов существует система стипендий.

Стоимость обучения обычно составляет от €2300 до €5000 в год.

Источник: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/estonija/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.